К сонорным звукам относятся [Л], [Р] и их мягкие пары

Речевые профили сонорных звуков

    

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный 
уклад звуков [Л], [Л,]

1. "Лягушка – хоботок". На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
2. "Лопаточка". Улыбнуться, открыть рот. 
Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
3. "Накажем непослушный язычок". Положить широкий язычок между губами и 
«пошлёпать» его «пя-пя-пя».
4. "Вкусное варенье". Улыбнуться, открыть рот. 
Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз 
- "облизывать" с губки варенье.
5. "Качели". Улыбнуться, открыть рот, 
на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. 
Нижняя челюсть – неподвижна.
6. "Пароход". Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить
 «Ы-Ы-Ы». 
Следить- кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
7. "Индюк". Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу 
и производить движения по верхней губе вперёд и назад, 
стараясь не отрывать язык от губы. 
Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». 
Следить – язык должен быть широким.
8. "Маляр". Улыбнуться, открыть рот. 
Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. 
Нижняя челюсть – неподвижна.
9. "Чистим верхние зубки". Улыбнуться, приоткрыть рот. 
Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.
10. "Посчитай зубки". В этом упражнении «считаем» верхние зубы.
11. "Поймаем мышку за хвостик". Улыбнуться, во время произнесения звука [а] 
широкий кончик языка закусить зубами. 
Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук [л].

 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный 
уклад звуков [Р], [Р,]

1. "Качели".
2. "Маляр".
3. "Чистим верхние зубы".
4. "Посчитай верхние зубы".
5. "Лошадка".
6. "Грибок".
7. "Гармошка".
8. "Барабан". Улыбнуться, открыть рот. 
Произносить звук д-д-д. 
Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука.
Рот не должен закрываться.
9. "Комарик". Улыбнуться, открыть рот. 
Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [з]. 
Следить, чтобы рот не закрывался.
10. "Моторчик". Основное упражнение. 
Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) 
быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или
просто чистым указательным пальцем самого ребёнка 
производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

 Упражнения для развития подъязычной уздечки
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, 
то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. 
Это шипящие и сонорные звуки. Не спешите подрезать уздечку. 
Она очень эластичная и растягивается при выполнении специального комплекса упражнений. 
Однако если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится 
хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков,
 выполняйте каждый день следующие упражнения:
1. "Маляр".
2. "Барабан".
3. "Лошадка".
4. "Грибок".
5. "Гармошка".