Важная часть работы над постановкой звуков у детей - это подготовка органов артикуляции 
к их правильному укладу. Взрослые, когда говорят, 
даже не задумываются над тем, куда надо поставить язык,
как открыть рот, куда должна быть направлена воздушная струя.
В то же время для малыша который учится чисто и правильно говорить - это тяжелый труд. 
Язычок и губки не слушаются, так и норовят "соскользнуть" на привычное 
и неправильное положение. А повторять упражнения надо многократно, 
по нескольку раз в день! Чтобы сделать эту трудную для малыша работу 
увлекательным и интересным занятием, 
нужно превратить упражнения в интересную игру. 
Рот малыша - это домик, в котором живет язычок. 
Язычок прячется за забором (зубки), но иногда он выходит поиграть и может превращаться 
в "хвостик лисички", который заметает следы или в "часики". 
Каждое упражнение можно обыграть, превратить в забавную историю и 
тогда это трудное дело обязательно увенчается успехом!

Правила выполнения артикуляционных упражнений:

1. Упражнения выполняются от простого к сложному.
2. Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
3. На первых занятиях каждое упражнение выполняют от двух до пяти раз. 
Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
4. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
5. Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
6. Занятия должны проходить в игровой форме. 


"Трубочка"

"Улыбочка"

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. "Лягушка". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. 
Удерживать данное положение на счёт до пяти.
2. "Хоботок". Губы и зубы сомкнуты. 
С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
3. "Лягушка – хоботок". На счёт «раз – два» чередовать упражнения 
«Лягушка» - «Хоботок».
4. "Окошко". На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), 
на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. "Лопаточка". Улыбнуться, открыть рот. 
Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
6. "Иголочка". Улыбнуться, открыть рот. 
Высунуть язык наружу острым как жало. 
Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7. "Лопаточка-иголочка"
На счёт «раз – два» чередовать упражнения
 «Лопаточка» и «Иголочка».
8. "Часики". Улыбнуться, открыть рот. 
Кончик языка переводить на счёт «раз – два» 
из одного уголка рта в другой. 
Нижняя челюсть – неподвижна.
9. "Качели". Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» 
поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. 
Нижняя челюсть – неподвижна.
10. "Лошадка". Улыбнуться, открыть рот. 
Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. 
Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. 
Нижняя челюсть – неподвижна.